Встречи с чародеем музыки - Официальный сайт правнучки изобретателя радио А.С. Попова - Н.Г. Андреевой (Мишкинис)

Правнучка.ру
Сайт Надежды Андреевой, прямой правнучки А.С. Попова
Перейти к контенту

Главное меню:

Разное
Встречи с чародеем музыки

В 1980 году исполняется 80 лет со дня открытия Всемирной выставки в Париже, посвященной началу двадцатого века. На этой выставке работы изобретателя радио  Александра Степановича Попова были удостоены золотой медали, а его доклад «О непосредственном применении телефонного приемника» для  спасения  человеческих жизней  во время героической линии радиосвязи Гогланд – Кутсало на Международном электротехническом конгрессе прошел с большим успехом.

Во время выставки проходили концерты Великорусского оркестра, созданного Василием Васильевичем Андреевым. Большой знаток и почитатель русской песни, изобретатель радио посетил один из таких концертов. Французская публика устроила В.В.Андрееву триумфальный приём после исполнения им в его обработке для оркестра мелодий из оперы Бизе «Кармен». Выступал на концерте и Федор Иванович Шаляпин, большим почитателем которого, начиная с его первых выступлений, был Александр Степанович Попов. А.С.Попов восхищался не только неукротимой энергией Андреева, но и тем, что «отец балалайки» сконструировал разновидности своего любимого инструмента: прима, пикколо, альт, бас и контрабас. В этом ему помог С.И. Налимов, организовавший под руководством В.В. Андреева в селе Марьино (рядом с Молдино) специальную мастерскую, ставшую известной во всем мире.


С.И. Налимов также, как и А.С. Попов, был награжден Золотой медалью на Всемирной выставке в Париже, а В.В. Андреев был награжден высшей наградой Франции – орденом Почетного легиона.
Любовь к русской музыке А.С. Попов передал своим детям.


Второй сын А.С. Попова  - Александр Александрович Попов (1887 – 1942г.г.) во время Первой мировой войны был призван в саперный батальон, где вместе с ним также в чине  инженера-конструктора  служил Константин Михайлович Сиверов (1887 – 1942г.г.). На публикуемой впервые фотографии В.В. Андреева мы читаем его автограф: «Константину Михайловичу Сиверову на добрую хорошую память. В. Андреев».


Константин Михайлович был одним из уважаемых оркестрантов, он совмещал свою работу архитектора-художника с работой в оркестре.


В годы Октября Андреев вместе с оркестром сразу же стал на  сторону победившего пролетариата.  Во время его поездок по фронтам гражданской войны легендарный Чапаев сказал: «Музыка Ваша нужна. Такая музыка перед боем -  добрая шашка в бою».


Среди экспонатов, переданных  Мемориальным музеем А.С. Попова при ЛЭТИ  Удомельскому народному краеведческому музею, имеется превосходная стереофоническая запись, сделанная на диске Русского народного оркестра имени В.В. Андреева под управлением Владимира Павловича Попова, написавшего свой автограф для музея.  В альбоме, посвященном 75-летию пребывания  семьи А.С. Попова в Удомле, имеется фотография 1920 года, публикуемая здесь впервые.

На ней справа налево мы видим начальника 2-ого Рязанского госпиталя воен-врача Владимира Гавриловича Андреева (племянника В.В. Андреева), Григория Петровича Космакова – фельдшера, впоследствии доцента кафедры рентгенологии 1 –го ЛМИ им. И.П.Павлова, военврача Р.А. Попову.

О последних годах Василия Васильевича Андреева рассказала во время нашей поездки в Молдино бывшая завуч Лесновской школы Валерия Константиновна Сабинина. В Марьинской начальной школе, основанной В.В. Андреевым, на рождественской елке она, будучи лучшей ученицей школы, читала стихотворение, посвященное Василию Васильевичу Андрееву. Василий Васильевич  подарил ей игрушку и красивый платок.


К сожалению, не сохранился дом, в котором помещалась мастерская С.И. Налимова.
Летом в Марьинской школе нас встретила ватага ребятишек,  обучающихся в художественной школе и приехавших на этюды. Хорошо бы на здании этой школы установить мемориальную доску.

В Ленинграде, недалеко от Исаакиевской площади на набережной реки Мойки в дни празднования 100 - летия  со дня рождения В.В. Андреева была установлена мраморная мемориальная доска. Но лучшим памятником ему является оркестр, с 1921 года названный его именем и выполняющий его завет: «Великорусский оркестр несет на себе миссию образцового показателя игры на народных музыкальных инструментах он являет собой представительство русского народного творчества». Один из таких  «представителей» - балалайка, изготовленная в мастерской С.И. Налимова, является уникальным экспонатом Народного краеведческого музея в п. Удомля.

Е.Кьяндская-Попова,
Директор мемориального музея  А.С. Попова
при ЛЭТИ.

Газета «Путь Октября», 30 сентября 1980 года, №
117,  стр.

.........................................................................................................................................................................

Патриот – музыкант Андреев В.В.

Расцвет дарования руководителя созданного 115 лет  тому назад первого Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева был бы невозможен без покровительства Государей Александра III и Николая II.

Талантливый музыкант был организатором, реформатором русских народных инструментов, композитором и дирижером, исполнителем – виртуозом  на балалайке, общественным деятелем и педагогом.
Он был сыном купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены Софьи Михайловны, происходившей из дворян.

Балалайка многими тогда воспринималась как синоним всего будто бы антимузыкального. Убедившись на практике, что способна к передаче многих музыкальных эффектов, Андреев задумал усовершенствовать этот заброшенный народный инструмент и поставить его в ряд  с другими инструментами того же типа (например, испанской гитарой, итальянской мандолиной) и доказать, что балалайка хотя и имеет всего  три струны, но нисколько не уступает по своим музыкальным качествам другим, ей подобным инструментам. Идея Андреева увенчалась полным успехом. Балалайка широко распространилась в русском обществе и возбудила внимание и большой интерес к себе за границей.


Деятельность Андреева встретила поддержку и понимание со стороны деятелей русской культуры: П.И. Чайковского, В.В. Стасова, Н.А. Римского – Корсакова, А.К. Лядова, А.К. Глазунова, А.Г. Рубенштейна и др.      


Глазунов лично написал специально для  Великорусского оркестра свою «Русскую фантазию», которая и была с громадным успехом исполнена.


Одним из первых этим оркестром начал петь  Ф.И. Шаляпин, который стал большим другом Андреева. Шаляпин не был тогда еще знаменит и был отчаянно провинциален и неуклюж, учился у Андреева этикету и артистизму.


Надо заметить, что по совету Шаляпина была предпринята поездка в Англию. Здесь оркестр ожидал блистательный успех.
Так,  одна из ведущих лондонских  газет  «Таймс»  писала: «Каждая нация могла бы гордиться тем делом, которое создал в музыкальной области В.В.Андреев, подарив своему народу им воссозданный национальный оркестр, который по справедливости должен занять первое место среди всех существующих ему подобных у других народов».

«Дейли телеграф» в апреле 1910 года посвятила оркестру целую страницу: «Музыкальный мир повержен ниц балалайкой».


Все избранное общество английской столицы стало считать правилом хорошего тона играть на балалайках, и к концу 1910 года в одном только Лондоне  было 7 профессиональных оркестров, создавались школы русских народных инструментов. Много сделал в области распространения балалайки князь А.С. Чагодаев, который по договоренности с Андреевым остался в Англии.


Несмотря на успех зарубежных гастролей, переполненные во время концертов залы, оркестр испытывал финансовые затруднения.  Последние изнурительные по условиям контракта гастроли в Америке привели
(из-за болезней участников) к огромным убыткам.

Спасти оркестр могла только постоянная  государственная субсидия. Законопроект о ее предоставлении на заседаниях Государственной Думы не только в 1908, но и в 1914  году  был отклонен.


«Представители народа»  в Думе были весьма далеки от реальных народных нужд и запросов.
Государю Императору Николаю II пришлось взять музыкантов под своё полное покровительство и в марте 1914 года присвоить Великорусскому оркестру звание «Императорский Великорусский оркестр», а В.В. Андрееву  - звание «Солист Его Императорского Величества».

В.В. Андреев умер через 5 месяцев после убийства  Государя Николая II – 26 декабря 1918 года.
Уходя из жизни земной, на смертном одре Василий Васильевич Андреев завещал все своё состояние употребить на пользу развития  инструментальной русской народной музыки и приобщения к ней широких слоёв народа.

Композитор Валерий Александрович Гаврилин сказал: «Имя Андреева
- как русский национальный гимн. Услышав его, каждый русский должен встать».

А.Н. Антонов,
Член Всероссийского музыкального общества.
«Русский Вестник», №
4, 2003, стр.23

М.В. Андреева, Мостик
в Ботаническом саду, акварель,
1935 -36 гг. Ленинград.
Публикуется впервые.
М.В.Андреева. Ботанический сад,
Ленинград. Акварель, 1935-1936 гг.


 

.............................................................................................................................................................................................................................................................

                          

 
 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню